HR Metrics

Всероссийский отчет по сбору статистики и HR-метрик рынка труда за 2022-2023 гг.

Результаты всероссийского опроса по сбору статистики и HR-метрик рынка труда за 2022-2023 годы для HR сообщества РФ

Будут ли работодатели повышать зарплату в 2023 году?

HR Metrics и Русская Школа Управления провели опрос среди работодателей и выяснили, как изменятся доходы сотрудников  в 2023 году. В исследовании приняли участие более 1000 собственников, руководителей и HR-специалистов.

Согласно полученным данным, 80% работодателей собираются увеличить бюджет ФОТ в 2023 году. В половине случаев это каснется всего штата: 48% опрошенных подтвердили, что планируют повысить зарплаты всем сотрудникам (согласно внутренней политике компании, индексация), 44% собираются повышать зарплаты фокусно, 7% — только специалистам, 1% — только менеджменту.

Как вырастут зарплаты

Рынок труда приходит в норму, и многие работодатели готовы к увеличению зарплат:
На 20% и более — 12% опрошенных.
На 10-15% — 16%.
На 5-10% — 33%.
Менее чем на 5% — 19%.
Совсем не собираются повышать зарплаты только 8% участников опроса.
12% еще размышляют о решении.

При этом более половины работодателей утверждают, что уровень дохода их сотрудников уже сейчас соответствует или находится выше рынка:

В рынке (у всех) — 49%.
Выборочный подход по ключевым компетенциям — 28%.
Выше рынка (у всех) — 14%.
Ниже рынка — 9%.

Будут ли годовые бонусы

Большинство компаний планируют выплатить или уже выплатили своим сотрудникам годовые бонусы за 2022 год — 68% опрошенных (17% отказались от выплат, а 15% пока не приняли решение). Из них:

25% работодателей планируют выплатить годовые бонусы всему персоналу.
19% — только топ-менеджерам.
19% — топ-менеджерам и ключевым специалистам.
37% — выборочно некоторым сотрудникам.

А изменятся ли бюджеты на HR (без ФОТ)

О сокращении бюджетов на HR (без учета фонда оплаты труда) сообщили лишь 10% опрошенных. 90% работодателей планируют увеличить бюджеты: менее чем на 10% — ответили 55%, более чем на 10% — ответили 35% участников исследования. При этом 37% опрошенных заявляют, что этого бюджета все равно будет недостаточно для эффективного решения HR-задач.

"Основное количество работодателей не собираются вкладывать больше средств в поддержание лояльности, усиление мотивации и развитие персонала. Скорее это делается точечно, для поддержки ключевых сотрудников, от которых зависят результаты компании в целом. В 2023 году настало время работодателя при найме «белых воротничков» — на рынке труда наблюдается конкуренция за привлекательные позиции в компаниях. Во многом к этому подтолкнул уход иностранных работодателей с рынка: высвободились и продолжают выходить на рынок труда успешные и талантливые кандидаты, которые обостряют конкуренцию — в первую очередь, среди топ-менеджеров.

Работодатели конкурируют за таланты, поэтому они делают все возможное для удержания настоящих профессионалов: повышают зарплаты, выплачивают годовые бонусы и предлагают новые возможности для развития в компании. Для сотрудников важны интересные задачи и стабильный работодатель, чтобы сохранить уровень экспертизы и остаться востребованными на рынке труда, в том числе за счет развития. Результаты опроса позволяют сделать вывод, что российские компании стабилизируются и в большинстве случаев готовы делать предложения по уровню дохода, отвечающие требованиям сотрудников и кандидатов", — комментирует директор платформы HR-Metrics Вероника Анисимова.

Почти 70% работодателей заявляют о проблемах с выгоранием ключевых сотрудников

Согласно полученным данным, 68% работодателей сталкиваются с выгоранием ключевых сотрудников. Однако далеко не все решают эту проблему: 17% компаний уже предпринимают меры для борьбы с выгоранием, 50% начнут действовать в 2023 году, а 37% пока не планируют этим заниматься.

Общий уровень удовлетворенности работой

Большинство компаний заявляют, что в целом их сотрудники довольны условиями работы. 40% отметили высокий уровень удовлетворенности, 28% — выше среднего, 23% — средний, 9% — низкий.

Основные причины неудовлетворенности персонала по мнению работодателей:

· низкий уровень дохода — 68%;
· высокая нагрузка — 66%;
· сложные или запутанные процессы — 40%;
· отсутствие карьерного роста — 27%;
· плохие отношения с руководством — 14%;
· нестабильная выплата зарплаты — 8%;
· тяжелые условия труда — 5%.

Нематериальная мотивация персонала

21% работодателей сообщили, что не планируют никаких изменений в политике нематериальной мотивации в 2023 году. Другие же собираются отказаться от некоторых преференций для сотрудников:
· корпоративы и тимбилдинги — 20%;
· ДМС — 17%;
· занятия спортом за счет компании — 16%;
· гибкий график — 14%;
· обучение за счет компании — 11%;
· welcome box для новичков — 9%;

Какие преференции точно останутся в компаниях (или будут введены в 2023 году):

· обучение за счет компании — 65%;
· корпоративы и тимбилдинги — 60%;
· welcome box для новичков — 36%;
· занятия спортом за счет компании — 35%;
· ДМС — 33%;
· гибкий график — 25%.

Лишь 10% компаний не планируют применять инструменты нематериальной мотивации в 2023 году.

«Последние несколько лет и бизнес, и персонал сталкивались с серьезными вызовами, вместе решали проблемы и преодолевали трудности. Длительная работа в таком режиме не могла не сказаться на внутреннем состоянии сотрудников — многие из них подвержены выгоранию и снижению продуктивности. В этих условиях руководство должно не просто своевременно обратить внимание на эту проблему, а постоянно заниматься профилактикой. И важный фактор здесь — отлаженная система нематериальной мотивации. Мы видим, что компании заинтересованы в обучении, развитии и поддержке своих сотрудников. Это говорит о зрелом подходе бизнеса к управлению персоналом», — комментирует директор Русской Школы Управления Анастасия Боровская.

Удаленная работа

87% опрошенных представителей компаний заявили, что у них есть удаленные сотрудники. При этом почти половина работодателей отмечает, что это не мешает производительности труда:

· 45% считают, что производительность на удаленке такая же, как при работе в офисе;
· 1% говорит, что она растет;
· 37% отмечают снижение;
· Остальные либо не имеют удаленных сотрудников (13%), либо затрудняются ответить (4%).

Повысить качество работы сотрудников на удаленке, по мнению респондентов, помогут:

· автоматизация процессов — 69%;
· повышение компетенций руководителей по управлению командами — 65%;
· внедрение программ слежения за работой удаленных сотрудников — 29%;
· Другое —12%.

"Действительно, мир сильно изменился. Еще несколько лет назад дистанционная работа казалась чем-то нереальным и невозможным. Большинство компаний видят в таком подходе новые возможности для себя и расширяют географию местоположения сотрудников, собирая таким образом лучшие для себя компетенции. А кандидаты и сотрудники относятся к такой форме сотрудничества часто позитивно и воспринимают как дополнительную мотивацию к работе для себя. На наш взгляд, есть два тренда в управлении командами дистанционно - кто-то усиливает меры контроля за удаленно расположенными сотрудниками, кто- то делает выбор в пользу развития управленческих компетенций, повышения прозрачности процессов и оценки деятельности по результату. Выбор стратегии определяет специфика деятельности организации. Очевидно то, что удаленная работа как инструмент или способ прочно вошла в нашу реальность, бизнес среда адаптируется к этой форме и стремиться извлечь для себя новые возможности из такого подхода" - комментирует Директор платформы по оценке компетенций HR-Metrics, Вероника Анисимова.

О HR Metrics

HR Metrics — платформа по оценке персонала, управлению талантами, бизнес- и HR-консалтингу, которая собрала более чем десятилетний опыт из бизнес-практик его авторов по созданию успешных бизнесов, слияниям и поглощениям, внедрению сложных структур холдинговых компаний, трансформации организаций под корпоративные и бизнес-стратегии с фокусом на процессы управления талантами.

В нашей команде — члены правления и HR-директора с прикладным опытом построения HR-стратегий в различных холдингах и отраслях экономики (IT, финансов, инжиниринга, производства, технологий, фэшн и сервиса), бизнес-директора с прикладным опытом построения инновационного, глобального международного бизнеса в b2b-сфере (производство, энергетика, химическая промышленность, проектирование и строительство, АСУ ТП, приборостроение, экология), а также эксперты в области психологии с научными статусами.

Вас заинтересует

Заказать обратный звонок