Развитие гибких навыков soft skills у персонала
Каким бы хорошим специалистом не был сотрудник, если у него не развиты гибкие навыки, то коллегам и руководителю будет сложно взаимодействовать с ним. Коммуникативность, дисциплинированность, инициативность и прочие умения, относящиеся к soft skills необходимы каждому для выстраивания эффективной работы в команде, независимо от места работы и сферы деятельности.
Основные гибкие навыки
Чтобы понять, как развить soft skills, нужно разобраться в их природе и в том, от чего в большей степени зависит их проявление.
Все гибкие навыки можно отнести к 5 основным подгруппам:
1. Коммуникативные. Дипломатичность, умение договариваться, слышать коллег, обосновывать свою точку зрения.
2. Способность к самоорганизации. Умение самостоятельно распределять рабочие задачи по временным промежуткам.
3. Креативность. Способность находить новые нестандартные подходы для наиболее успешного решения поставленных задач.
4. Работа с информацией. Умение самостоятельно находить нужный материал, анализировать, обобщать, делать выводы. Компьютерная грамотность, обучаемость, открытость нововведениям.
5. Стрессоустойчивость.
В зависимости от сферы деятельности и профессии одни soft skills могут быть более востребованы, чем другие. Также от сферы деятельности и конкретной должности зависит желаемое соотношение гибких и «жестких» (профессиональных) навыков.
Как развить гибкие навыки у сотрудников
Во-первых, необходимо выявить самые востребованные для вашей компании soft skills. Затем требуется оценить их текущий уровень. Для этого и создан наш инструмент HR VISION для исследования soft skills. HR VISION является технологией, которая объединила в себе различные методы оценки. Такое исследование позволяет получить действительно объективные результаты. Вы увидите над повышением каких компетенций у сотрудников компании следует начать работать в первую очередь.
Современные методы обучения soft skills
Любой гибкий навык (компетенция) как всякая новая привычка требует времени для формирования и закрепления. Для развития soft skills у персонала существуют специальные курсы и тренинги. Также можно рекомендовать работникам прочтение специальной литературы.
Современной альтернативой очным тренингам являются онлайн вебинары. Лидеры международного рынка по программам для корпоративного онлайн-обучения soft skills: компании SkillsCamp и HRDG. На их сайтах собрано большое количество вебинаров для улучшения различных soft skills (навыки ведения переговоров, переживания конфликтов и стрессов, личностный рост, эмоциональный интеллект).
Также для обучения используют современные технологии искусственного интеллекта (ИИ) и виртуальной реальности (VR).
ИИ-помощники – это чат-боты (например Skilly) или голосовые боты (пр. Барри от Talespin), которые помогают сотрудникам развивать умение работать в команде, учиться постановке проблем, аргументированию своих предложений, вниманию к точке зрения коллег.
Технологии VR применяют для моделирования реальных ситуаций для отработки нужных привычек в общении, например у менеджеров клиенткой службы. Погружение в виртуально-смоделированную ситуацию позволяет увидеть разные варианты событий в зависимости от действий человека. Также применяется для улучшения компетенций в области сложных продаж и управления персоналом.
Успех любой компании в любой сфере деятельности зависит не только от профессиональных компетенций персонала, но и от наличия и степени развития у сотрудников «гибких» навыков. Soft skills формируются у человека еще в детстве и становятся глубинными качествами личности, поэтому обучение и переобучение им требует серьезного подхода, времени и постоянной проработки.
Важность развития soft skills трудно переоценить, они имеют большое значение как для профессиональной, так и для общественной жизни каждого человека. Для объективной и разносторонней оценки совокупности гибких навыков сотрудников и создан наш ресурс HR Metrics. Здесь вы получите не только анализ и оценку, но и подробные рекомендации для разработки плана действий.
Запишитесь на бесплатное исследование soft skills сотрудников